Газета "Вечерний Нефтекамск"
Главная | Регистрация | Вход
Приветствую Вас Гость | RSS
Меню сайта
Форма входа
Календарь новостей
«  Сентябрь 2007  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
     12
3456789
10111213141516
17181920212223
24252627282930
Поиск
Друзья сайта
Статистика
Главная » 2007 » Сентябрь » 1 » НАЦПРОЕКТ:СТОЛ+СТУЛ+ИНТЕРНЕТ
НАЦПРОЕКТ:СТОЛ+СТУЛ+ИНТЕРНЕТ
06:52

По мнению некоторых, российское образование в том виде, как оно сейчас существует, не нужно. Проблеме образования в развитых странах уделяется много внимания как в плане финансирования, так и в плане проведения реформ. И только в России, складывается впечатление, образование стоит ниже, чем, скажем, оборона страны. Можно сказать, что Россия – страна, которая выбрала основной линией политики – силовую сторону, а наука и культура как «недоразвитые придатки» беспомощно бултыхаются: о них вспоминают лишь тогда, когда «заболит». И вот пришло время очередных выборов.


О нацпроектах

Идея нацпроектов как приоритетных направлений становится афоризмом в словаре современных политиков и чиновников, желающих удержаться на местах. Повсеместная реклама «проектирования» заполонила выступления подобного рода «пиарщиков». О проектах говорят на заседаниях, в СМИ. Народ уверяют в улучшении работы тех отраслей жизни общества, которых коснулись эти проекты. О том, что такое нацпроект в здравоохранении, мы уже писали. Добрались до образования. Казалось бы, наконец-то…

Просмотрев интернет, несложно даже мало разбирающемуся, как я, человеку понять, что собой представляет приоритетный проект «Образование» как российского, так и местного, то есть национального уровня. Всё сводится к финансовой стороне. Это замечательно, но это не проект «Образование», это всего лишь улучшение финансирования. В Нефтекамске ползут слухи, что некоторые чиновники «боятся Т.С. Уляшину» (почему-то не Руденко О.А.), потому «в кои-то веки дошли до школ деньги на ремонт». Всё не совсем так. «Все отмечают, что существенно увеличилось финансирование, причем в первую очередь не за счет федеральных, а за счет региональных денег, поскольку регионы начали больше вкладывать в образование», - подчеркнул министр Андрей Фурсенко на встрече с президентом В. Путиным. Деньги «дошли» до большинства школ России, причина, прикрываемая нацпроектом, - надвигающиеся выборы. Если не так, то на следующий год деньги на ремонт, оснащение будут спущены школам не в меньшем размере. Поживём – увидим.

Теперь о проекте. Достаточно долгое время назад в стране произошёл один интересный факт. Высокопоставленный чиновник «разрешил» своей жене «заняться» образованием. Правда, на тот момент лишь высказать свои идеи, «провести встречи» в паре-тройке школ. Тогда впервые в воздухе повисло слово «проект». Мало кто обратил внимание на этот случай. После этого, надо отдать должное, жена не мелькала в прессе. Кому на самом деле изначально принадлежит идея проекта, достоверно неизвестно. Сегодня об образовании пекутся политики на все лады: то обязательное одиннадцатилетнее образование хотят вводить, то о двенадцатилетке на европейский лад говорят, то о всеобщем переходе к ЕГЭ. Теперь вопрос: откуда деньги на реформу, если на увеличение той же пенсии старикам, как некоторые чиновники на местах объясняют, средств не хватает? Чтобы провести качественно реформу, необходимы существенные финансовые вливания. Безусловно, учителя, пожалуй, на сегодня остаются одними из «безотказных» людей. Не успели им повысить зарплату, что называется, на копейку, как уже говорят об ужесточении требований к их работе. Итак, чтобы проводить существенное обновление любой сферы деятельности, необходимы заинтересованные люди. Казалось бы, с учителями это проще: хлебом не корми, дай в работу с головой окунуться. Именно об этом говорят почти на каждом августовском совещании. Недавно моя знакомая, учитель, вышла с декретного отпуска, в котором пробыла три года. После совещания она выдала следующую фразу: «Чувствую себя белой вороной. Такое ощущение, что, кроме работы, у людей ничего простого человеческого не осталось». Конечно, учительство – материал для проведения реформы «на энтузиазме» достаточно пластичный.

Коснёмся последних нововведений. Региональный компонент. Раньше в школах не было предметов исключительно национальных, сегодня они есть. Как бы ни уверяли, что это не за счет основных предметов, это всё неправда. Ссылаясь на базисный план, уверяют, что в школах всегда было запланировано то количество русского языка, математики, физики, которое мы на сегодня имеем. Неважно нам, простому народу, что было в писульках. Нам, неучам, по факту давай. Были математика и русский каждый день, отдай. Тут же возникает ещё один вопрос. Ввели родные языки. Почему только преподавателям родного башкирского к зарплате платят надбавку. Это что, выбор по национальной принадлежности или по какому-то другому признаку? Чем хуже преподаватели марийского языка, например? В той же Новосибирской области, если почитать их «раскладку» по финансированию заработной платы учителей общеобразовательных школ, «на 15 % повысили зарплату преподавателям национального языка», но там не указывается конкретно один язык.

Далее, в качестве, пожалуй, самого широко афишируемого направления приоритетного проекта «Образование» можно назвать – оснащение школ интернетом. Можно провести параллель, наверное, с проводившейся в своё время электрификацией всей страны. Раньше «лампочка Ильича» - сегодня интернет. Никто не спорит, что на сегодня интернет – признак современности, но как он непосредственно связан с образованием? Недавно разговаривала с завучами одной из школ, те ломают голову, как заполнить документ, который пришёл по электронной почте. Теперь одни и те же документы и в письменной форме, и по электронке будут отправлять. А каждый ли ученик или учитель в школе может беспрепятственно воспользоваться интернетом? Да, в наших школах даже за справку, что ты учишься в данной школе, деньги берут: на бумагу. А тут интернет – не самое дешёвое удовольствие.

Если послушать некоторых умных, на мой взгляд, учителей, родителей современных учеников, то в их представлении реформа образования – это изменение системы образования в корне. В частности, распределение часов на предметы. Идея не нова, нужно выделить определённое количество часов на изучение основных предметов, таких как язык, математика, история. А далее занятия, что называется, по интересам. Некоторые зашоренные бюрократы могут сказать, что именно эта идея сегодня и воплощается в современных школах под названием «профильное обучение». Но и это не так: учебники практически одни и те же, причём, содержание давно не обновлялось, специфике выбранного курса не соответствует, часы так называемого регионального компонента остались, в ребёнка впихивают по-прежнему все предметы, требования к выпускникам по предметам одинаковые, аттестат одинаково у всех заполняется, в нём не отражается, имеется в виду не в оценках, то направление, в котором ученик преуспел, которое изучил более углублённо, имеется в виду те области предмета, которые находятся за рамками учебной программы. Так в чём суть?

Итак, нужно ли российское образование в том самом виде, как оно сейчас существует?

Учителям.

Ни один учитель на этот вопрос открыто не скажет «нет»: профессия не позволяет. Но давайте и с их стороны разберёмся. «Обиженные» в часах преподаватели отдельных предметов наперебой поражаются, как детям объяснить все темы, которые предполагает программа. Один учитель физики привёл пример. Тему «Механика» раньше изучали почти год, теперь её раскидали на два года по нескольку часов, можно пересчитать на пальцах. Учитель не волшебник, как может, так и объяснит, а в журнале запишет, что программа выполнена. Вопрос: насколько качественно она выполнена? Теперь о стимулировании лучших учителей. Реализация проекта модернизации образования будет стимулировать рост зарплат учителей, об этом глава государства заявил 7 августа 2007 года на встрече с Министром образования РФ Андреем Фурсенко. Руководитель Минобрнауки сообщил президенту, что реализуемый в рамках нацпроекта «Образование» пилотный проект существенно расширяет права учебных заведений и предполагает повышение зарплат учителей. «Даже первый этап - а программа рассчитана на три года - обеспечит увеличение зарплаты, причем в первую очередь тем преподавателям, которые обеспечат лучшее качество образования», - пояснил Андрей Фурсенко. Тут же можно сказать «стоп». Все: и учителя, и администрация образовательного учреждения, и родители – знают, что класс классу рознь, где-то «сильные» дети в основе своей собраны, где-то «слабые». «Слабые» - это дети, которые, скорее, не учатся на должном уровне. Тут причина, чаще всего, связана с семьёй. Либо в своё время не дали должного развития, то есть в детстве не занимались с ребёнком, не развивали память, внимание, усидчивость и так далее. Либо не контролируют процесс обучения, со спокойной совестью возложив эту обязанность на плечи учителей, забывая о своих родительских, прописанных в законе, обязанностях. В Конституции, для расширения кругозора некоторых, чётко прописано: образование ребёнку обеспечивают родители. Итак, классов со слабо успевающими учениками в школе не один и не два. И с такими детьми работать сложнее, это скажет любой учитель, кто именно сейчас работает с подобными детьми. Получается, что учителей, которые не показывают хороших результатов, поощрять материально не будут. Но ещё неизвестно, в каком классе учитель устаёт больше. И кто будет определять, кто из учителей достоин стимулирования. Многие из преподавателей сталкивались с избирательным отношением администрации к поощрению. Смею предположить, снова будет не качественное, а количественное ограничение. То есть столько-то учителей на такую-то сумму поощрить, остальные, что называется, в пролёте. Почему главам тех же администраций городов, районов не надо доказывать, что они лучшие, а им достаточно часто повышают зарплаты, при этом почему-то «втихомолку», без афиширования за год или более. А как учителям, так докажи и покажи? И это повышение статуса учителя? Ставить учителя в положение бегуна перед стартом – не лучший способ повысить его в глазах общества. Насчёт зарплаты. В системе образования, складывается впечатление, даже профсоюза нет, чтобы защитить права учительства. Вспомните, сколько раз обещали повысить зарплату учителям за последние год-полтора? А как насчёт публикации проекта новой тарифной сетки в том же журнале «Учитель Башкортостана», которая должна была вступить в силу с января ещё 2007 года? Как насчёт обещания повышения зарплаты в течение года? Хлеб увеличился в цене за это же время примерно на 50 %. А зарплата учителя, соответственно, уменьшилась, так как уменьшилась покупательская способность. Как говорил один хороший преподаватель-политолог одного из вузов, нищий учитель – хорошо управляемая пешка в руках стратега. Надо найти бесплатных собирателей подписей на выборах в пользу президента? – учителя. Надо – сделают, не захотят – заставят. А заодно и малоперспективную реформу поддержат и лестные слова где надо скажут.

А как насчёт самого преподавания, даже по старинке? На чём сегодня объясняют большинство учителей тему? На пальцах! Где оборудование для опытов, где наглядность, плакаты, опорные схемы, где издания в школьной библиотеке, в которых публикуются новинки науки, где технические средства обучения? Классы даже телевизором не оснащены, не говоря уже о мультимедийных экранах, компьютерах и так далее. Даже в бытность моей школьной поры учитель, например, математики писал решение задачи не на доске, а на плёнке, потом, после обсуждения, кто каким способом решил, изображение проецировалось на доску. Слайды и диафильмы новинкой не были. А сейчас?

Так нужна ли такая система образования? Без современных средств обучения, со старыми учебниками, с малым количеством часов основных предметов, без материального стимулирования преподавателей?

Родителям.

Общаясь с разными людьми, можно услышать разные мнения. Но часто мелькает одно: учатся в школе только те, кому дано, остальные уже давно забыли про бесплатное образование. Один мой знакомый привёл в подтверждение пример. Его сын, ученик тогда шестого класса, как-то заболел и пропустил уроки. Вернулся в класс, чувствует, что никак по математике догнать не может, сплошные «неуды» вызвали нежелание учиться. Наняли для мальчика репетитора из другой школы. За небольшой промежуток времени шестиклассник так хорошо научился решать задачи, примеры, а главное, объяснять чётко и осознанно то, что решал, что самому парню понравился давно нелюбимый предмет математика. Но в классе произошёл случай. Его вызвали к доске, что случалось нечасто, так как, по мнению учителя, у мальчика не было склонности к математике. У доски он так отбарабанил предложенную задачу, на том уровне, с теми объяснениями, которым научил репетитор, что… класс без возражений учителя рассмеялся. Не ожидали умных слов от обычно молчавшего ученика. В этот же вечер ребёнок заявил дома, что к репетитору ходить не будет и делать уроки по математике тоже.

С другой стороны, многие родители считают, что раз отдали ребёнка в школу, то учителя хоть из кожи вон, но должны ребёнка научить уму-разуму. И никого не интересует, что часы сокращаются. В голос многие родители приводят убийственный аргумент: с нами в своё время родители не занимались. Так и стоят по две стороны баррикады учителя и родители. Учителя призывают дополнительно заниматься с детьми, которые не успевают, а таких немало. Родители не желают выполнять, как им кажется, то, чего они не должны: нет времени. А посередине ребёнок, пользующийся разногласием среди взрослых, играющий на этом, чтобы оправдать порой свою естественную лень.

Так, нужно ли такое образование, если оно не даёт бесплатно, как прописано в законе, устраивающих общество знаний?...


М. Палякова, специально для «ВН»

Просмотров: 1204 | Добавил: vneftekamsk | Рейтинг: 0.0/0 |
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *:

Copyright MyCorp © 2024
Бесплатный хостинг uCoz